Тел: +7 (495) 3637720  
Главная страница Статьи о СФЭ

Статьи о СФЭ

Применение околокритических или сверхкритических растворителей в технологиях очистки
Джонатан Эй. Петерс (Jonathan A. Peters), Университет штата Пенсильвания, Лаборатория прикладных исследований, США 16804, штат Пенсильвания, Колледж Штата, п/я 30 (P.O. Box 30, State College, PA 16804); Д-р Кеннет Джеймс (Kenneth James), компания «Суперкритикал Флюид Текнолоджиз, Инк.» (Supercritical Fluid Technologies, Inc.) США 19711, штат Делавэр, Ньюарк, Три Инновэйшен Уэй, Сьют 205 (Three Innovation Way, Suite 205, Newark, Delaware 19711)

Аннотация

Двуокись углерода в своем жидком (околокритическом) или сверхкритическом состоянии может применяться вместо традиционных чистящих растворителей, тем самым уменьшая загрязнения, сопровождающие работы, требующие значительных количеств летучих органических соединений, озоноразрушающих веществ или вредных загрязнителей воздуха. Обсуждаются результаты нескольких исследований по очистке деталей околокритической/сверхкритической жидкостью, проведенных Лабораторией прикладных исследований. Околокритическая/сверхкритическая обработка - это коммерчески реализуемая технология очистки для применения в промышленности, электронике, медицине и многих других областях. Эти замечания по применению относятся к промышленным применениям, таким, как очистка манометров систем снабжения кислородом, топливных фильтров, масляных фильтров коробок передач и подшипников.

История вопроса:

Явление растворимости в сверхкритической жидкости было впервые описано Ханна (Hannay) и Хогартом (Hogarth) (1879), которые сообщали о растворимости хлорида кобальта в сверхкритическом этаноле. Промышленное использование сверхкритических жидкостей в качестве растворителей началось в 1950-х годах.1 В настоящее время сверхкритические жидкости, в первую очередь сверхкритическая двуокись углерода (SCCO2), используются во многих аналитических, промышленных и чистящих технологиях. Так как эта технология уменьшает или заменяет использование "традиционных" растворителей, таких, как спирты или кетоны, технологии с использованием SCCO2 являются технологиями, предотвращающими загрязнение. Ниже рассмотрены некоторых применения этих технологии со значительными результатами в области предотвращения загрязнений.2

Замена растворителям для химической чистки:

Использование NC/SCCO2 (околокритической/сверхкритической двуокиси углерода) для очистки деталей является естественным развитием экстрактивных технологий аналитического и промышленного масштаба, о которых говорилось выше. Эта технология имеет значительный потенциал в качестве предотвращающей загрязнение технологии. Высококачественная очистка поверхностей является критическим шагом во многих производственных процессах. Удаление загрязнений, включая масло, жиры, неорганические отложения и микрочастицы, необходимо для подготовки поверхностей для последующих операций, таких, как покрытие, гальванизация или окончательная сборка.2 Кроме того, удаление осадков из трубопроводов и оборудования для обработки жидкостей является важным процессом, когда эти загрязнения несовместимы с рабочими жидкостями. Важный пример - это очистка деталей, используемых в оборудовании, в котором они подвергаются воздействию кислорода высокого давления. Даже малейшие следы жиров или масел могут бурно реагировать с газообразным кислородом O2, находящимся под давлением, или с жидким кислородом. Исходя из этих соображений, операции очистки могут быть очень важной составляющей затрат на производство и модернизацию.3 В настоящее время многие важные операции по очистке или обезжириванию требуют использования хлорфторуглеродных растворителей, прежде всего фреона- 113 (1,1,2-трихлор-1,2,2-трифторметан) и метилхлороформа (1,1,1-трихлорэтан). Агентство по охране окружающей среды (EPA) полагает, что приблизительно 170 млн. фунтов хлорфторуглеродных растворителей было использовано в США в 1980 году для целей промышленной очистки.4 К сожалению, эти химические соединения считаются причастными к процессу разрушения стратосферного озонового слоя.5 В соответствии с Монреальской конвенцией, эти вещества были запрещены к производству или импорту в США с 31 декабря 1995 года. Было предложено множество альтернативных чистящих средств и технологий. Во многих случаях могут применяться водные растворы моющих средств и/или эмульсификаторов. Одним из недостатков такого подхода является получение больших количеств загрязненных отмывающих растворов, которые в большинстве случаев должны утилизироваться как опасные отходы. Кром этого, поверхностное натяжение и смачивающие свойства воды делают затруднительным удаление загрязнений из небольших пустот и щелей в деталях. В некоторых случаях вместо хлорфторуглеродных растворителей могут использоваться менее опасные для окружающей среды растворители, такие, как спирты или кетоны. Во многих случаях эти альтернативы приводят к проблемам совместимости материалов или проблемам безопасности и вреда для здоровья. В противоположность этому, использование NC/SCCO2 представляет собой неопасную для окружающей среды технологию очистки, которая очень эффективна при удалении загрязнений с деталей, включая детали сложной формы. Поэтому для решения этой проблемы предлагается использование околокритической или сверхкритической жидкости. Сверхкритическая двуокись углерода является великолепным растворителем для высококачественной очистки, особенно пористых и сложных по форме деталей6. Некоторые из факторов, которые нужно принимать во внимание для того, чтобы определить, подходит ли очистка околокритической/сверхкритической двуокисью углерода (NC/SCCO2) для конкретных деталей, рассматриваются ниже: Современная практика очистки: Очистка NC/SCCO2 предписывается для деталей, которые в настоящее время очищаются такими растворителями, как фреон-113, являющийся дефицитным реагентом, или вредными растворителями, или для таких деталей, для которых не существует приемлемой технологии очистки. Размеры деталей: Так как процесс очистки протекает при повышенном давлении (1100 psi или выше), наилучшим образом пригодны для применения технологии очистки NC/SCCO2 детали, которые помещаются в емкость высокого давления средних размеров.

Геометрия деталей: Компоненты, имеющие глухие отверстия или другие поверхностные характеристики, которые могут препятствовать контакту водных моющих растворов с загрязнениями, имеют большие шансы на успешное применение очистки с использованием NC/SCCO2. Конструктивные материалы: Очистка с использованием NC/SCCO2 хорошо подходит для деталей, чувствительных к коррозии, так как двуокись углерода совместима со всеми металлами и полностью испаряется, не оставляя осадка. Так же, как и многие традиционные растворители, NC/SCCO2 может вызывать разбухание некоторых упругих полимеров и повреждать некоторые полимерные материалы. Тип(ы) загрязнителя(ей): Хотя NC/SCCO2 наиболее эффективна для удаления неполярных загрязнителей, таких, как жиры и масла, добавление небольших количеств сорастворителей, таких, как метанол, может эффективно растворять полярные загрязнители, такие, как отпечатки пальцев или паяльный флюс. В некоторых случаях, NC/SCCO2 эффективна в применении в качестве одного из компонентов многоступенчатого процесса очистки. Требуемая степень чистоты: Хотя NC/SCCO2 может очищать компоненты в соответствии с очень жесткими стандартами, ее применение может быть экономически выгодным даже в рутинных процедурах очистки. В некоторых случаях более низкое давление и температура при использовании околокритической жидкой двуокиси углерода (NC) может давать большую эффективность, чем применение SCCO2.

Оборудование для обработки околокритической/сверхкритической двуокисью углерода

Приведенный выше обзор показывает, что есть значительный интерес среди исследовательского сообщества к применению технологии очистки с использованием NC/SCCO2 вместо растворителей. Одним из потенциальных конечных пользователей этой технологии является Министерство обороны. Так как Министерство обороны использует множество высокоэффективных систем вооружений и платформ, требующих частого технического обслуживания и восстановления работоспособности, оно использует большие количества химических растворителей, таких, как фреон-113 и 1,1,1-трихлорэтан. Вдобавок, многие системы Министерства обороны производят вредные стоки, которые должны быть обработаны перед утилизацией. Лаборатория прикладных исследований (Applied Research Laboratories, ARL) Университета штата Пенсильвания приобрела систему для работы с NC/SCCO2 с целью оценки эффективность технологий с использованием NC/SCCO2 в решении проблем окружающей среды в интересах Министерства обороны. Система, использованная для большинства исследований ARL по использованию NC/SCCO2, это технологическая установка SFT-1000 SFE/SFR, изготовленная компанией «Суперкритикал Флюид Текнолоджиз, Инк.» (Supercritical Fluid Technologies, Inc), расположенной в г. Ньюарк, штат Делавэр, США. На рисунке №1 показан вид аппарата, а на рисунке №2 его блок-схема. Вместо того, чтобы разрабатывать компоненты для системы NC/SCCO2 для ARL, компания «Суперкритикал Флюид Текнолоджиз, Инк.» действовала как системный интегратор, а также привнесла несколько фундаментальных патентованных технологий, таких, как специализированное оборудование для управления перекачкой двуокиси углерода жестко контролируемым и эффективным способом.

Рисунок №1: Технологическая система общего назначения ARL для работы с NC/SCCO2 SFT-1000 SFE/SFR
Рисунок №2: Блок-схема технологической системы общего назначения ARL для работы с NC/SCCO2 SFT-1000 SFE/SFR

Система обладает следующими характеристиками:
  • Система способна работать при давлении до 6000 psi (41,4 МПа) при температура в 392°F (200°C). Сама экстракционная емкость имеет кодовую маркировка по стандарту ASME на давление 5500 psi (37,9 МПа) при рабочей температуре 650°F (343°C).
  • Экстракционная емкость имеет внутренний объем в один галлон (3,785 л). Она изготовлена из нержавеющей стали 316 и имеет крышку, закрепляющуюся болтами. При работе при сравнительно низких давлениях (3300 psi) цельнометаллическое уплотнение может быть заменено на уплотнительное кольцо из эластомера.
  • Экстракционная емкость содержит крыльчатку с магнитным приводом для обеспечения перемешивания жидкости в емкости.
  • Имеются в наличии компоненты, обеспечивающие механическую защиту, включая разрывные диски в сборе и предохранительные клапаны, обеспечивающие защиту оборудования и оператора при превышении давления.
  • Насос подачи жидкой CO2 способен поддерживать постоянной поток в 350 см3 жидкой CO2 в минуту при максимальном рабочем давлении.
  • Двуокись углерода подводится к насосу под давлением своих собственных паров (номинально 850 psi при комнатной температуре). Для предотвращения кавитации используется холодильная камера для циркуляции смеси воды и этиленгликоля через теплообменник, подсоединенный к выходному патрубку насоса.
  • Все клапаны и линии, находящиеся после экстракционной ёмкости, нагреваются для предотвращения образования твердых отложений CO2. Нагреваемый регулятор обратного давления (регулируемы дроссель на рисунке №2) используется для управления скоростью потока двуокиси углерода. Твердотельный измеритель расхода для измерения расхода CO2 может быть установлен после "вентиля сброса давления" на рисунке №2.
  • Имеется система подачи сорастворителя, предназначенная для добавления небольших количеств дополнительных растворителей (спирты и пр.) к подаче двуокиси углерода, в соответствии с требованиями отдельных экстракционных технологий.
  • Все параметры технологического процесса (давление, температура, скорость вращения крыльчатки, скорость подачи сорастворителя) управляются Программируемым Логическим Контроллером (ПЛК), программное обеспечение разработано компанией «Суперкритикал Флюид Текнолоджиз, Инк.». Это устройство способно хранить большое количество технологических методов, каждый из которых может включать большое количество отдельных участков запрограммированного изменения температуры и давления, а также остановов. ПЛК программируется с клавиатуры, находящейся на передней панели модуля.
  • Система может контролироваться программным обеспечением системы сбора данных, работающей на персональном компьютере, подсоединенном к системе NC/SCCO2 через интерфейс RS-232. Программа отображает в графическом виде технологический процесс, показывая статус всех клапанов и других механических компонентов, при этом в режиме реального времени отображаются такие параметры, как температура, давление и скорость крыльчатки.

Исследования очистки деталей с использованием NC/SCCO2

ARL выполнила несколько серий экспериментов по выявлению эффективности процессов очистки растворением в NC/SCCO2 для разных задач по очистке. В каждом случае существующий "традиционный" растворитель, такой, как фреон-113 или метилхлорид, замещался NC/SCCO2.

Вариант 1: очистка приборов кислородной системы:
Для обеспечения безопасности работы компоненты кислородных систем должны очищаться по очень жестким стандартам. Даже следы масел, жиров или микрочастиц могут реагировать с газообразным кислородом высокого давления или с жидким кислородом и вызывать катастрофические последствия в виде пожаров и взрывов.9 Чистящие средства на водной основе, такие, как фосфат натрия трехосновной или новый состав Naval Oxygen Cleaner (NOC) используются в качестве альтернативы фреону-113 для очистки кислородных трубопроводов. К сожалению, эти растворы на водной основе непригодны для очистки приборов, таких, как датчики давления или манометры.

На рисунке №3 показан типичный манометр, который имеет в своем составе трубку Бурдона. Эта трубка изгибается под внутренним давлением и поворачивает стрелку индикатора посредством механической связи. Так как трубка Бурдона сплющена и запаяна с одного конца, то растворитель на водной основе из-за его сравнительно высокой вязкости и силы поверхностного натяжения с трудом может проникать внутрь и удалять внутренние загрязнения. Кроме этого, невозможно быть уверенным, что вся вода и остатки чистящего средства удалены из трубки. По этим причинам, операции по очистке кислородных манометров на судоверфях и в ремонтных мастерских все еще проводят с использованием Фреона-113, который становится все более дефицитным из-за запрета на его производство, введенного в конце 1995 года.

Сверхкритическая двуокись углерода обеспечивает экономичное решение этих проблем. Так как она обладает уникальными проникающими свойствами, SCCO2 сможет достичь загрязнений, находящихся внутри трубки Бурдона, даже в манометрах прямого действия, у которых трубки очень маленького диаметра, до 1/8 дюйма. Так как остаточный CO2 испаряется полностью с формированием инертного газа, который легко может быть выдут из манометра, то не стоит вопрос об остатках чистящего средства, остающегося внутри детали и которое может прореагировать с кислородом (газообразным или жидким) после того, как манометр давления с трубкой Бурдона поступит в эксплуатацию.

Рисунок 3: Типовой манометр с трубкой Бурдона


В программе использовался протокол испытаний для квалификации очистителей кислородных манометров, разработанный в исследовательском центре НАСА "White Sands Test Facility", и принятая управлением по разработке морских систем ВМФ NAVSEA.12 Симулирующие манометры были изготовлены из трубок внутренним диаметром 1/8" длиной 16 дюймов, свернутых в кольца диаметром 4 дюйма. Затем эти манометры были залиты тестовой смесью, содержащей пять загрязнителей; среди них синтетические и на нефтяной основе гидравлические жидкости, смазочные масла, калибровочная жидкость манометров и перфторалкилэфировая смазка. Манометры были помещены в сверхкритическую CO2 под давлением около 200 бар (3000 psi), и затем давление было сброшено до 100 бар (1500 psi) на 30-секундный период времени. Температура жидкости была в диапазоне от 100°C (212°F) до 130°C (266°F). Давление повышалось и понижалось пять раз в течение пятиминутного цикла очистки. Было достигнуто качество очистки в 97%, что эквивалентно качеству, получаемому при использовании технологии очистки с помощью фреона-113.

Хотя результаты этого теста показывают, что пульсирующая технология очистки с использованием SCCO2 весьма эффективна для манометров, рассчитанных на работу при давлении выше 3000 psi, эта технология не подходит для манометров с номинальным давлением ниже 3000 psi. Так как около 40% кислородных манометров, обрабатываемых на Военно-морской верфи Пьюджет-Саунд имели номинал менее этого значения, было необходимо найти альтернативный подход, который можно было бы применить для всех манометров. В ARL был разработан аппарат, позволяющий использовать технологию пульсирующей очистки для любого манометра, независимо от его рабочего давления. На рисунке 4 показана схема этого устройства. Манометр, подлежащий очистке, помещается в главную емкость, находящуюся под давлением. Объем под крышкой емкости заполнен инертным газом под давлением (азотом или аргоном). В это же время жидкая двуокись углерода подается к манометру через регулятор давления в камере управляющего клапана, который отслеживает давление в емкости, автоматически впуская нужное для уравнивания давления внутри и снаружи трубки Бурдона количество CO2.

Система удерживается под нужным давлением в течение времени, за которое загрязнители растворятся в двуокиси углерода, которая находится или в околокритическом, или сверхкритическом состоянии, в зависимости от температуры емкости высокого давления.

Рисунок 4: Aппарат для очистки пульсирующим давлением

После необходимой выдержки, трехходовой кран инертного газа переключается в положение "сброс". Двуокись углерода вытекает из манометра через обратный клапан, затем CO2 и инертный газ выпускаются из емкости высокого давления. Таким образом, могут быть приложены большие пульсации давления и при этом дифференциальное давление на манометр остается небольшим, позволяя делать очистку даже манометров низкого давления. По этому методу была достигнута эффективность очистки 92% со стандартным отклонением 5%. По-видимому, технология очистки пульсирующим давлением с использованием NC/SCCO2 может быть еще улучшена и оптимизирована, и сможет заменить фреон-113 в применении к очистке манометров.

Вариант 2: Очистка топливных и масляных фильтров:

Другой пример замены традиционных методов очистки очисткой NC/SCCO2 - это топливные и масляные фильтры. На рисунке №5 показаны три авиационных компонента системы подачи топлива и смазки, для которых была проведена оценка эффективности очистки при помощи NC/SCCO2. Сильфон гидравлического клапана не может быть очищен при помощи этой технологии, потому что гофры маленького размера загерметизированы и не выдержат высокого внешнего давления. Очистка с использованием NC/SCCO2, тем не менее, была успешно продемонстрирована для масляных фильтров и фильтров коробок передач, показанных на рисунке.

Рисунок 5: Компоненты авиационной топливо-смазочной системы

В настоящее время масляные фильтры коробок передач утилизируются после однократного использования. Они содержат фильтрующие полимерные элементы, поддерживаемые проволочной сетчатой конструкцией. В исходном состоянии фильтр был пропитан осадками гидравлической жидкости, которые содержали большое количество металлических частиц на внешней поверхности полимерных элементов. Фильтр было очищен в системе очистки NC/SCOO2 лабораторного масштаба, показанной на рисунке №1. Для предварительных испытаний было использовано давление в 4000 psi (27,6 МПа) и температура 122°F (50°C). Из фильтра было извлечено 93 грамма маслянистых осадков; это составляет приблизительно четверть общего веса фильтра перед очисткой. Металлические частицы были также удалены, то ли под воздействием двуокиси углерода, то ли потому, что были удалены клейкие остатки масла, удерживающие их. На рисунке №6 показан фильтр вместе с корзиной для деталей из системы очистки NC/SCCO2 и колба с маслом, извлеченным из фильтра. Для того, чтобы успешно внедрить очистку с использованием NC/SCCO2 для восстановления фильтров в промышленных условиях, необходимо будет оптимизировать параметры процесса (температуру и давление) для более эффективной и экономичной очистки.

Эта технология может быть применена для удаления вредных веществ из других пропитанных маслом компонентов, таких, как автомобильные масляные фильтры, перед повторным использованием или захоронением на свалке.


Рисунок 6: Фильтр и корзина для деталей

Меньший из фильтров, показанных на рисунке №5, это топливный фильтр J79. Фильтр состоит из сложенных металлических проволочных сеток и не имеет полимерных фильтрующих элементов. В настоящее время эти модули обезжиривают перхлорэтиленом, затем используется ультразвуковое возбуждение с применением состава для удаления нагара MIL-C-25107, содержащего орто-дихлорбензол. Следовательно, внедрение очистки NC/SCCO2 имеет потенциал уменьшения использования или упразднения двух достаточно вредных химических растворителей. Топливный фильтр J79 был покрыт черной грязью, которая прочно въелась в поверхность. Обработка сверхкритической двуокисью углерода удалила удивительно много (5 мл) вязкой маслянистой жидкости. Общий вес экстрагированных загрязнителей составил 3,31 грамма. Удаление этой грязи подействовало на дисперсный загрязнитель; первоначальный грязный осадок превратился в рыхлый, пушистый серый порошок, удерживаемый на поверхности фильтра за счет электростатических сил. Попытки использовать околокритическую двуокись углерода, имеющую большую вязкость, для удаления осадка, были по большей части неуспешны. В конечном счете для удаления порошка была применено ручное удаление мягкой волосяной щеткой. Было с легкостью удалено приблизительно 0,42 грамма порошка, поверхность фильтра при этом стала вполне чистой.

Что касается масляных фильтров коробок передач, то потребуется оптимизация параметров технологии очистки при помощи NC/SCCO2, увеличение эффективности удаления микрочастиц, и разработка процедуры контроля и обеспечения качества, с тем, чтобы внедрить эту технология как альтернативу современной практике. На рисунке №7 показаны три микрофотографии поверхности фильтра: до очистки (А), после экстракции с помощью NC/SCCO2 (B), и после физического удаления остаточного дисперсного материала (C).

Рисунок 7: Микрофотографии поверхности фильтра

Очистка шариковых и роликовых подшипников в сборе: Задача очистки шариковых и роликовых подшипников в сборе всегда была особенно сложна. В подшипниках всегда присутствует большое количество маленькие щелей между закругленными поверхностями шариков или роликов и дорожками. В этих зазорах могут задерживаться смазка и дисперсные материалы.

На первый взгляд кажется, что технология очистки с использованием NC/SCCO2 решает эту проблему, так как растворитель легко проникается в эти зазоры и растворяет загрязнители. Так как смазки содержат неорганические связующие вещества и наполнители, которые сами по себе не растворяются в плотной двуокиси углерода, то было принято, что удаление органических фракций разрыхлит нерастворимый осадок, позволяя удалять эти неорганические связующие вещества и наполнители вручную. К такому выводу, фактически, пришли Фарнкоум (Farncomb) и Науфлет (Nauflett),13 которые сумели очистить от смазки подшипники в сборе в сверхкритической двуокиси углерода. Остаточные соли металлов были удалены путем постукивания и отсоса. В некоторых случаях недостатки, присущие чистящим средствам на водной основе и другим химических растворителям, могут сделать очистку NC/SCCO2 конкурентоспособной технологией для очистки подшипников. Во-первых, некоторые типы смазок полностью удаляются очисткой NC/SCCO2 с последующим удалением дисперсных материалов отсосом, продувкой или очисткой щеткой. Если такие смазки заменят другие применяемые смазки, то технология очистки NC/SCCO2 может быть внедрена. Во-вторых, как уже обсуждалось в предыдущем разделе, недавно появились новые поверхностно-активные вещества, которые позволяют двуокиси углерода растворять нерастворимые без применения этих веществ химические соединения.

Результаты и дискуссия:

При использовании взамен традиционных растворителей, NC/SCCO2 имеет значительный потенциал в уменьшении вредного воздействия на окружающую среду некоторых производственных процессов. В особенности операции по очистке деталей, которые не могут быть выполнены с применением других замещающих технологий (как например с использованием очистителей на водной основе) могут быть улучшены с применением этой технологии.

Технологии обработки с использованием NC/SCCO2 могут также быть полезны в случаях, когда другие технологии химической очистки не применимы или неэффективны. В особенности тогда, когда загрязнители должны быть удалены в высококонцентрированном виде (по причине их большой ценности или их повышенной опасности), следует рассмотреть возможность применения очистки при помощи NC/SCCO2. Использование NC/SCCO2 для регенерации адсорбентов является многообещающей областью применения и этим следует заниматься.

Новые поверхностно-активные и хелатообразующие вещества позволяют NC/SCCO2 растворять химические соединения (в особенности неорганические компаунды и ионы металлов), которые без них были бы нерастворимы. Эти сравнительно новые разработки обещают значительно расширить масштабы применения этой технологии и масштабы замещения традиционных растворителей. В особенности, химическая чистка при помощи NC/SCCO2 представляет собой первое коммерческое применение, которое приводит к широкому распространения этой технологии.

В заключение, хотя технология с использованием NC/SCCO2 не является универсальным решением для всех проблем, связанных с очисткой и обработкой, она должна оцениваться и исследоваться вместе с другими технологиями при разработке новых производственных процессов или возникновении новых потребностей в очистке.

Ссылки

1 McHardy, J. et. Al., “Progress in Supercritical CO2 Cleaning,” SAMPE Journal, 29 (5), стр. 20-27, сентябрь/октябрь 1993.
2 Weber, D. C., McGovern, W. E., and Moses, J. M., “Precision Surface Cleaning with Supercritical Carbon Dioxide: Issues, experience, and Prospects,” Metal Finishing, 93 (3), стр. 22-26, март 1995.
3 Doherty, J., “Cleaning of Parts for New Manufacturing and Parts Rebuilding,” JANNAF Environmentally Benign Cleaning and Degreasing Technology Joint Workshop, (Baltimore, JohnsHopkins/Chemical Propulsion Information Agency, CPIA Publication 611), июнь 1994.
4 Seinfield, J. H., Atmospheric Chemistry and Physics of Air Pollution, (New York, John Wiley), стр. 173, 1986.
5 King, E. A., and Giordano, T. J., “Cleanliness Verification Process at Martin Marietta Astronautics,” JANNAF Environmentally Benign Cleaning and Degreasing Technology Joint Workshop, (Baltimore, Johns Hopkins/Chemical Propulsion Information Agency, CPIA Publication 611), июнь 1994.
6 Spall, W. D., “Supercritical Carbon Dioxide Precision Cleaning for Solvent and Waste Reduction,” International Journal of Environmentally Conscious Design & Manufacturing, 2 (1), стр. 81-86, 1993.
7 Компания «Суперкритикал Флюид Текнолоджиз, Инк.», патент США №5,797,719.
8 Компания «Суперкритикал Флюид Текнолоджиз, Инк.», патент США №5 888 050.
9 Compressed Gas Association, Handbook of Compressed Gases, Third Ed., (New York, Chapman and Hall), стр. 83, 1990.
10 Отчет Управления по разработке морских систем ВМФ (NAVSEA): Aqueous Oxygen Cleaning Products and Processes, (COMNA Itr Ser 03Y2A/081), 24 марта, 1994.
II Отчет Управления по разработке морских систем ВМФ (NAVSEA): Aqueous Oxygen Cleaning Products and Processes, (COMNA Itr Ser 03Y2A/122), 7 апреля, 1995.
12 Beisinger, P., and Beeson, H., “Evaluation of Solvent Alternatives to Trichlorotrifluoroethane (CFC-113) for Cleaning of Gauges and Precision Instrumentation,” (NASA WSTF-IR-95-004), 30 января, 1995.
13 Farncomb, R. E., and Nauflett, G. W., “Development of Procedures for Degreasing of Shipyard Parts,” JANNAF Environmentally Benign Cleaning and Degreasing Technology Joint Workshop, (Baltimore, Johns-Hopkins/Chemical Propulsion Information Agency, CPIA Publication 611), июль 1995.

Переведено специалистами ООО “Биолент”